Анализ образовательных сайтов

Чтобы провести анализ сайтов, необходимо выявить и учесть несколько факторов, направленных на улучшение Юзабилити.

Юзаби́лити (англ. Usability - дословно «удобство пользования»,  «применимость») - понятие в микроэргономике, обозначающее общую степень удобства предмета при использовании. Применительно к компьютерной технике термином юзабилити называют концепцию разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированную на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя (По материалам Wikipedia.org: http://ru.wikipedia.org/wiki/Юзабилити).

Поэтому в моем проекте при анализе образовательных сайтов других университетов основное внимание было уделено удобству, эргономике и функциональности использования web-ресурсов.

Рассмотрим исследования компании «ВебПроекты» (http://www.webprojects.ru/publications/usability/9/) и компании Eyetrack III. В эксперименте проводимом в Eyetrack III приняли участие 46 человек и в течение часа специалисты наблюдали за их глазами при просмотре как фальшивых сайтов новостей так и при просмотре реального мультимедийного контента.

Во время наблюдения за движением глаз испытуемых по домашним страницам сайтов новостей, специалисты Eyetrack III выявили следующую закономерность: Чаще всего взгляд сначала останавливался в верхнем левом углу страницы, и лишь через несколько мгновений начинал перемещаться слева направо.  Только после внимательного изучения верхней части страницы взгляд начинал скользить вниз по странице.

  

Рисунок 1. Наблюдения за движением глаз испытуемых по домашним страницам сайтов новостей.

 

В зависимости от компоновочного плана страницы данная модель может изменяться. Данная диаграмма является лишь отображением  наиболее частотных движений взгляда, которые наблюдали при просмотре испытуемыми многочисленных дизайнов домашних страниц сайтов.

Еще одна закономерность, отмеченная специалистами Eyetrack III: главные заголовки чаще всего мгновенно привлекают взгляд при  открытии страницы - особенно если они находятся в верхнем левом углу,  а так же часто (но не всегда) в верхнем правом углу страницы.  При этом, вопреки всеобщему мнению, фотографии не являются обычно центром домашней страницы. Текстовая информация доминирует на экране компьютера, как в плане последовательности просмотра, так в плане времени, затрачиваемом на ее изучение.

Быстрый просмотр  25 крупных сайтов новостей показывает, что на 20 из них главная картинка домашней страницы находится в верхнем левом углу. (Большинство сайтов новостей имеют постоянный дизайн домашней страницы; они не часто меняют компоновочный план, в отличие от печатных изданий).

Специалисты подчеркнули, что когда речь идет о сайтах новостей, люди, прежде всего, обращают внимание на логотип и главные заголовки в верхнем левом углу страницы. Нижерасположенный чертеж отображает наиболее важные зоны, которые мы выделили в процессе эксперимента.

 

Рисунок 2. Наиболее важные зоны при просмотре web-страниц.

Исследования, проведенные Eyetrack III, обнаружили кое-что важное, изучая  заголовок и размер шрифта на домашних страницах: мелкий шрифт способствует  сосредоточенному визуальному отображению при просмотре (то есть, чтению слов), в то время как крупный шрифт провоцирует более беглый просмотр. В общем, тестирование показало, что испытуемые, провели больше времени, сосредоточив внимание на  мелком шрифте, а не на крупном шрифте. Люди искали слова или фразы, которые привлекали их внимание и тем самым тщательно просматривали информацию, изложенную мелким шрифтом, в то время как использование крупного шрифта приводило лишь к беглому просмотру страниц.

При проведении исследований в Eyetrack III специалисты протестировали несколько дизайнов домашних страниц сайтов, чтобы проследить, куда имен чаще всего смотрят люди. Как и можно было ожидать, нижняя часть страницы, особенно область, для просмотра которой надо было воспользоваться скроллингом, пользовалась меньшим вниманием. Однако это вовсе не значит, что вы не можете заставить людей  читать контент внизу страницы.

Специалисты  Eyetrack III обнаружили, что в большинстве своем  люди  просматривают информацию за пределами первого экрана. Другими словами их взгляд постепенно сканирует содержимое нижних частей страницы в поисках того, что привлекло бы внимание.  При этом взгляд может зацепиться за интересный заголовок или яркое слово, а не за весь контент.

Во время тестирования нескольких вариантов дизайна домашних страниц специалисты располагали навигационный элемент в различных частях страницы: вверху (под логотипом), с левой стороны и с правой стороны.

Навигация,  расположенная  в верхней части страницы была наиболее популярна. Выяснили, что 11 из 25 наиболее популярных сайтов новостей использовали навигацию расположенную вверху страницы. Остальные 14 отдали предпочтение навигации расположенной слева.  При этом 7 из 25 сайтов использовали как верхнее, так и левосторонне расположение навигации.

Удивительно то, что во время тестирования было обнаружено, что лучше использовать правостороннюю навигацию, чем левостороннюю (привлекает больше внимания и гарантирует более длительный и тщательный просмотр материала). Подобная тактика все еще новинка для пользователей – людям непривычно видеть правостороннюю навигацию – тем не менее, это не значит, что не следует располагать навигацию справа на странице, а левый столбец использовать для редакторского содержания и рекламы.

При изучении исследований компании «ВебПроекты» были выявлены факторы на повышение юзабилити, а именно:

  1. Важные разделы сайта должны находиться вверху страницы (в шапке).
  2. Заголовки в тексте необходимо выделять, так как именно они при  открытии страницы чаще всего мгновенно привлекают внимание.
  3. Главная картинка (логотип) домашней страницы находится в верхнем левом углу.
  4. Стараться не использовать горизонтальную прокрутку.
  5. Использовать мелкий шрифт, т.к. мелкий шрифт способствует  сосредоточенному визуальному отображению при просмотре (то есть, чтению слов), в то время как крупный шрифт провоцирует более беглый просмотр.
  6. Текстовая информация доминирует на экране компьютера, как в плане последовательности просмотра, так в плане времени, затрачиваемом на ее изучение.
  7. Крупные картинки дольше привлекают внимание, чем мелкие.
  8. Лучше использовать правостороннюю навигацию, чем левостороннюю (привлекает больше внимания и гарантирует более длительный и тщательный просмотр материала).
  9. Текстовый контент должен иметь удобную для восприятия структуру, иметь ярко выраженные заголовки и подзаголовки, курсивные и жирные шрифты, выделяющие наиболее важные разделы материала, пронумерованные и маркированные списки.

Опираясь на эти факторы, я провела анализ ведущих российских образовательных сайтов с целью определения структуры и удобства представления информации на учебно-методическом сайте.

 

Яндекс.Метрика

© 2001-2012, Компания Magiccube.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz